На вопросы в интервью Волга Ньюс ответил руководитель департамента транспорта Самары Владимир Чичев.
- Владимир Евгеньевич, вы уже более полугода занимаете должность. Как оцениваете транспортную систему Самары. Какие видите проблемы? Какие плюсы?
- Самара - город, в котором активно используются различные виды пассажирского транспорта. Работают автобусные маршруты, имеется развитая трамвайная и троллейбусная сеть, функционирует метрополитен. И это плюс. Ведь в некоторых городах отказались от трамваев и от троллейбусов. Из проблемных вопросов - существенный износ подвижного состава и инфраструктуры. Хотелось бы также более активно задействовать в перевозках линию метрополитена.
По этому направлению ведем системную работу. По автобусным маршрутам уже обновлено более 50% подвижного состава. Трамвайный парк пополнился тремя трехсекционными трамваями "Витязь М" и 40 "Львятами". Одновременно занимаемся вопросом обновления вагонов метрополитена. На перспективу рассматриваем вопрос закупки троллейбусов.
Активно ведутся работы по строительству станции метро "Театральная". Буквально недавно принято решение о частичном возобновлении движения трамваев на перекрестке ул. Красноармейской и Галактионовской в двухпутном исполнении.
- Самара, как и многие миллионники, страдает такой болезнью, как пробки. Какие меры принимаются для решения проблемы?
- Самара занимает четвертое место по уровню автомобилизации населения в РФ, что в первую очередь и характеризует загруженность дорог. Как правило, задержки транспорта отмечаются на основных магистралях с высокой интенсивностью движения.
К самым загруженным можно отнести перекрестки ул. Авроры и Аэродромной, Московское шоссе и Авроры, Авроры и Гагарина и ряд других участков. В первую очередь это связано с высокой интенсивностью движения транспорта по пересекаемым улицам и плотными пешеходными потоками. В ряде случаев на пропускную способность негативно влияет наличие парковок в непосредственной близости к перекрестку.
Совместно с Госавтоинспекцией мы ведем планомерную работу по снижению транспортной нагрузки и количества заторовых ситуаций на дорогах. Строим дополнительные полосы для выделения левых поворотов. Вместе с региональным минтрансом внедряем автоматизированную систему управления светофорами на 215 перекрестках Самары.
- Есть мнение, что для решения проблемы пробок необходимо расширять дороги и строить развязки. Вы с этим согласны?
- Реконструкция отдельных участков дорог, в том числе строительство развязок, позволит существенно повлиять на пропускную способность. Но эти мероприятия - долгосрочные и затратные, поэтому не могут быть реализованы оперативно.
Строительство развязок, на мой взгляд, целесообразно на пересечениях Московского шоссе и ул. Авроры, ул. Авроры и Промышленности, Южного шоссе и ул. Уральской, Заводского шоссе и ул. XXII Партсъезда.
Департамент активно участвует в разработке программы развития транспортного комплекса Самары. В рамках текущей работы направляются предложения в вышестоящие структуры по строительству развязок и реконструкции улично-дорожной сети. Например, в текущем году мы обратились в минтранс по вопросам строительства развязки на пересечении Южного шоссе и ул. Уральской, реконструкции моста через реку Татьянку, расширения ул. Народной и ул. Белорусской.
- Какие новшества стоит ожидать горожанам в плане организации дорожного движения в Самаре?
- В ближайшее время планируется установка проекторов в границах пешеходных переходов, которые будут проецировать силуэт соответствующего дорожного знака на проезжую часть и дополнительно информировать водителя. Работы проведут на 15 участках, в том числе на ул. Калинина, 82, на ул. Академика Тихомирова, 2, на ул. Лукачева, 17.
Ведется работа по строительству выделенных полос для левых поворотов - например, по ул. Вольской (на пересечениях с ул. Александра Матросова, Средне-Садовой и Ново-Вокзальной). Часть мероприятий планируется реализовать в текущем году. В случае ухудшения погоды перенесем работы на 2026 год.
- В Самаре перманентно обсуждается тема кризиса в работе общественного транспорта. Есть ли он сейчас, на ваш взгляд?
- По результатам работы в должности полагаю, что наиболее сложные вопросы решены. С 2025 года удалось существенно обновить парк автобусов, сформирован хороший задел по трамваям. Вопрос нехватки общественного транспорта стал менее актуальным по сравнению с предыдущими периодами, в том числе за счет запуска новых маршрутов в Красноглинский и Куйбышевский районы.
В то же время остаются актуальными вопросы обновления и модернизации транспортной инфраструктуры, в первую очередь, электрического транспорта. Наша задача на данном этапе - задействовать все имеющиеся возможности по участию в различных программах и привлечению средств вышестоящих бюджетов.
- Как автобусные перевозчики справляются со своей работой? Есть ли к ним претензии?
- В целом автобусные перевозки выполняются в необходимом объеме в соответствии с условиями заключенных контрактов. Процент выполнения транспортной работы довольно высок.
Есть отдельные инциденты, связанные с эксплуатацией автобусов, в том числе имеются случаи возгорания. Эти вопросы решаются с привлечением экспертов и производителей. Конечно, есть и текучка, отдельные жалобы на водителей и кондукторов, по этому направлению ведем работу. Все перевозчики перед сменами подготавливают резервный подвижной состав, чтобы оперативно заменить транспорт, по какой-то причине сошедший с линии.
- Отставание автобусов от расписания перевозчики зачастую объясняют тем, что транспорт стоит в пробках. Как вы считаете, нужно ли выделять для них отдельные полосы на дорогах?
- Выделение полос для движения общественного транспорта, безусловно, позволит увеличить среднюю скорость движения, повысит качество и уровень обслуживания пассажиров. Но внедрение таких полос, особенно на дорогах с незначительной шириной проезжей части, требует серьезного изучения, так как это повлияет на пропускную способность.
Министерство транспорта при участии администрации Самары разрабатывает концепцию транспортного обслуживания Самарской области. Прорабатывается и вопрос внедрения выделенных полос на ул. Гагарина, Московском шоссе, ул. Ново-Садовой.
- Ваши предшественники не раз говорили об отказе от маршруток. Какого мнения придерживаетесь вы?
- Считаю, что пассажиры должны быть обеспечены комфортным транспортом с полным спектром действующих льгот по оплате проезда. Именно в таком формате работают муниципальные перевозки, и в перспективе мы должны обеспечить полный охват, в том числе и так называемые маршрутки. Конкретные сроки будут зависеть от объемов выделяемого финансирования, но к этому мы определенно будем идти.
- Как обстоят дела в МП "ТТУ" в настоящее время? Какие проблемы необходимо решить на предприятии? Планируется ли для этого прибегать к помощи сторонних инвесторов?
- Одна из наиболее острых проблем предприятия - сильная изношенность подвижного состава, контактной сети трамваев и троллейбусов, трамвайных путей и всей инфраструктуры, а также недостаточные темпы их обновления. Как следствие, снижение уровня технической надежности и безопасности транспортных средств, увеличение случаев схода подвижного состава с маршрутов из-за технических неисправностей.
Для решения этих проблем и развития отрасли необходимо значительное увеличение финансирования. Прибегать к помощи сторонних инвесторов мы не планируем, хотя поступали предложения о передачи предприятия в концессию. Администрация Самары считает, что столь крупное предприятие должно находиться под руководством города, а не частной организации.
- Сколько еще трамваев и троллейбусов предстоит заменить?
- Большая часть трамваев, ежедневно выходящих на маршруты, была произведена в период с 1978-1990 года, а троллейбусов - в 1990-е годы. Выработали свой ресурс и подлежат замене 257 из 345 трамвайных вагонов и 153 из 175 троллейбусов, находящих на балансе "ТТУ".
Губернатор утвердил стратегию социально-экономического развития до 2029 года, которая предусматривает мероприятия по обновлению парка "ТТУ". В 2026 году в Самару поставят 31 трамвайный вагон "Львенок" производства ООО "ПК Транспортные системы".
Даже при условии ритмичного обновления трамваев считаю важным сохранять тенденцию по капитальному ремонту и модернизации устаревших вагонов. Это ускорит обновление парка и, как следствие, улучшит качество перевозок пассажиров.
- Удовлетворяют ли перевозчика технические характеристики новых трамваев? Есть ли проблемные моменты? От жителей, например, звучали претензии по работе кондиционеров.
- Трамвайные вагоны "Львенок" соответствуют современным требованиям. Все проблемные моменты "ТТУ" обсуждает напрямую с производителем.
По поводу кондиционеров могу сказать, что действительно были проблемы в этой части. Но производители оборудования и вагонов оперативно отреагировали и устранили недочеты. Летом 2026 года таких проблем быть не должно.
- Каков уровень износа трамвайных путей в Самаре на данный момент? Какие участки планируется переложить в ближайшие годы?
- Износ по путям составляет 80% от общего объема путевого хозяйства предприятия. В 2025 году была подготовлена проектная документация на ремонт трамвайных путей на участке ул. Ново-Садовой от Ново-Вокзальной до Гастелло. Реализация этого и других инфраструктурных проектов "ТТУ" намечена на 2026 год.
В ближайшие годы планируется провести капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Ташкентской от Демократической до 15-го микрорайона. Этот участок также значим для Самары. Но проводить там ремонт можно будет только после завершения работ на Ново-Садовой, чтобы полностью не закрывать трамвайное движение в этой части города.
- Не раз обсуждалась и тема обособления трамвайных рельсов от общего транспортного потока. Планируется ли проведение работ в этом направлении?
- Тема обособления трамвайных путей от общего транспортного потока - это необходимые мероприятия для нашего города. Мы прорабатываем данный вопрос и обязательно будем его внедрять в систему транспортного обслуживания. Обособление путей приведет к ускорению трамвайного движения до 30%, к стабилизации выполнения рейсов, сокращению простоев из-за ДТП. Как результат - улучшится качество пассажирских перевозок городским наземным электрическим транспортом.
- Как продвигается обновление подвижного состава Самарского метрополитена? Что может помочь его развитию и увеличению пассажиропотока, кроме строительства новых станций?
- Сегодня обновленный подвижной состав метрополитена составляет 35 вагонов. 31 капитально отремонтировали на заводе в Санкт-Петербурге с 2019 по 2025 годы. Новый поезд из четырех вагонов курсирует с 2020 года. Срок службы оставшихся 15 вагонов также планируем продлить в результате капремонта.
Также в 2025 году МП "Самарский метрополитен" заменил ходовые рельсы по второму пути участка Московская - Гагаринская, провел капремонт трех единиц электроподвижного состава и ремонт наружных инженерных коммуникаций холодного водоснабжения на территории электродепо "Кировское". До конца текущего года планируется завершить устройство крытого павильона на сходе №3 станции "Гагаринская" (около 90% работ выполнено), оснастить станцию "Победа" системой видеонаблюдения, в том числе интеллектуального, обновить системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей на станции "Безымянка".
Что касается пассажиропотока, то за девять месяцев 2025 года он составил 8,6 млн человек. В долгосрочной перспективе показатель можно увеличить за счет организации в районе станций метрополитена точек притяжения - например, торговых, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных центров, а также комплексного развития Безымянки.
- Интересно ваше личное мнение о том, нужно ли в Самаре продолжать строить метро. В каком направлении?
- Продолжение строительства метрополитена требуется для развития городской транспортной инфраструктуры. Перспективным считаю продление действующей линии метрополитена от станции "Театральная" до сквера Высоцкого, а также строительство второй ветки вдоль Московского шоссе до микрорайона Крутые Ключи с организацией пересадочного узла, связывающего две линии на станции "Московская".
- Какая работа ведется в плане организации транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в Самаре?
- ТПУ - современное решение, позволяющее обеспечить удобные пересадки для пассажиров между различными видами транспорта. Применительно к Самаре есть еще вопрос стыковки межмуниципальных и внутригородских маршрутов.
Мы видим некоторое избыточное количество межмуниципальных маршрутов, которые проходят по территории города. Их необходимо заводить на пересадочные узлы и предоставить пассажирам возможность пересесть на внутригородской транспорт.
Пример этой работы - ТПУ "Пятилетка", где взаимоувязаны все виды городского транспорта: автобусные, трамвайные и троллейбусные маршруты, а также линия метрополитена. Здесь же сходятся межмуниципальные маршруты и пригородный железнодорожный транспорт. На перспективу планируется формирование ТПУ вблизи стадиона "Солидарность Самара Арена". По мере запуска станции метро "Театральная" на ее базе также будет выполнена стыковка различных видов городского транспорта.
- Ожидать ли нам повышения стоимости проезда в общественном транспорте в 2026 году?
- Вопросы повышения стоимости проезда решает администрация города. Со своей стороны, департамент транспорта планирует инициировать рассмотрение вопроса об изменении стоимости в 2026 году с учетом уровня инфляции. Конкретные предложения будут озвучены после согласования на уровне структурных подразделений администрации.
- Планируется ли внедрение новых способов оплаты проезда?
- В Самаре применяются самые разные способы оплаты проезда, включая электронные транспортные карты, с помощью QR-кодов и биометрических данных. Расширение этого перечня в перспективе планируется путем внедрения "пересадочного билета". Сроки будут определены по мере выделения финансирования.
- Еще одна проблема Самары - нехватка парковок. Как ее планируется решать?
- Проблема нехватки парковок актуальна не только в Самаре, но и на территории всей России. Она обусловлена активными темпами автомобилизации населения и отсутствием развитого парковочного пространства. Для решения проблемы при рассмотрении проектов капитальных и текущих ремонтов и реконструкций улично-дорожной сети на всех участках, где это максимально возможно, предусматриваются заездные парковочные карманы.
Также на территории города планируется внедрение платного парковочного пространства в 2026 году. На первом этапе реализации пилотного проекта будет обустроено порядка 500 парковочных мест на участках Волжского проспекта (от Лесной до Вилоновской) и ул. Максима Горького (от Вилоновской до Венцека).
Необходимо отметить, что введение платных парковок не преследует цель получения выгоды путем зарабатывания денег в бюджет. Данные мероприятия направлены в первую очередь на увеличения уровня оборачиваемости парковок и пропускной способности дорог.
- Завершилась работа над разработкой стратегии развития Самары до 2036 года, в том числе транспортной системы. Какие предложения внесли департамент и специалисты, привлеченные к процессу?
- Департамент транспорта предложил мероприятия по строительству развязок, расширению зоны парковок, доступных для населения, развитию инфраструктуры для СИМ и велосипедистов (велодорожки и велопарковки). Также мы вынесли на рассмотрение вопрос строительства многоуровневых парковок с привлечением частных инвесторов (по примеру Казани), что также позволит снизить нагрузку на улично-дорожную сеть в Самаре.
- Какой в идеале должны быть транспортная система Самары? На какие виды общественного транспорта планируется делать ставку?
- Транспортная система города должна быть удобной и комфортной для пассажиров, отвечать современным требованиям и обеспечивать качественные перевозки. Разумеется, общественный транспорт должен иметь приоритет над личным.








0.39

