Эксперты Банка Русский Стандарт Рустама Тарико подсчитали количество операций с наличными в банкоматах за первое полугодие 2020 года. По данным аналитиков, клиенты стали реже пользоваться АТМ, снимая за один визит более крупные суммы, чем раньше.
В первой половине 2020 года россияне реже снимали наличные. Число транзакций снизилось на треть по сравнению с предыдущим годом. Поведение клиентов можно объяснить сложившейся эпидемиологической ситуацией. Весной 2020-го люди сократили посещение общественных мест и предпочитали совершать банковские операции дистанционно.
Летом 2020-го, после отмены режима самоизоляции, спрос на наличные восстановился. В июне число операций в банкоматах выросло на 26% в сравнении с майскими показателями.
По результатам исследования была выявлена еще одна тенденция. Средняя сумма чека при снятии наличных в банкомате выросла на 14% по сравнению с показателями прошлого года. Это явление можно объяснить особенностями российского менталитета: в кризисных ситуациях россияне предпочитают хранить сбережения в наличных.
Изменения коснулись не только среднего чека, но и типа операций с АТМ. В рассматриваемом периоде клиенты чаще вносили деньги на счет, чем снимали наличные. Причины, по всей видимости, кроются в растущей популярности интернет-платежей. Россияне часто совершают онлайн-покупки и оплачивают услуги дистанционно, поэтому стараются хранить свободные деньги на карте.
Соотношение операций по снятию и внесению наличных в банкоматах в 2020-м составило 79% к 21%. Причем этот показатель почти не изменился с прошлого года, когда пропорции равнялись 80% к 20%.
В первом полугодии 2020-го продолжился активный переход клиентов банка на Систему быстрых платежей (СБП). Около 70% тех, кто осуществляет платежи через СБП, раньше пользовались банкоматом для совершения операций.
Система быстрых платежей дополняет стандартные банковские инструменты, постепенно завоевывая популярность среди населения. Сегодня через СБП можно не только оплачивать покупки, но и пополнять финансовые и брокерские счета, погашать кредиты и совершать мгновенные переводы. Как показывает статистика Банка Русский Стандарт, клиенты постепенно отказываются от платежей через терминалы и банкоматы, предпочитая совершать операции с помощью СБП.
Чаще всего клиенты пользуются банкоматами для погашения кредитов. Банк Русский Стандарт изучил все способы расчетов с финансовыми организациями:
на первом месте по популярности — погашение займов через АТМ (48% опрошенных);
на втором месте — безналичные зачисления, например, через СБП (35%);
на третьем — оплата кредитов через терминалы (7%);
на четвертом — внешние переводы (5%);
на пятом — погашение через кассы ритейлеров (5%).
АО «Банк Русский Стандарт» ведет свою деятельность с 1999 года. История банка началась с масштабной реорганизации бывшего «Агрооптбанка», который в начале нулевых выкупил предприниматель Рустам Тарико. Бизнесмен задался целью создать качественный финансовый институт, ориентированный на средний класс. Банк Русский Стандарт одним из первых внедрил систему кредитных карт и POS-кредитования для потребителей, предложил клиентам пакетные дебетовые услуги.
Финансовая организация является активным сторонником цифровизации банковской сферы. С момента создания банк Тарико развивает эквайринговое направление и внедряет высокотехнологичные инструменты, улучшающие пользовательский опыт. В числе финтех-проектов компании — бесконтактные карты и банкоматы с функцией NFC, дебетовые карты, интегрированные с приложением «Тройка», оплата услуг по QR, обновленное мобильное приложение RSB Mobile.
Сегодня число клиентов банка Тарико насчитывает 29 млн человек. Офисы открыты в крупнейших городах России: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону. Число сотрудников компании достигает 7 тыс. человек.