Сегодня школьный психолог – штатная должность для большинства образовательных учреждений страны. Специалист этого направления занимается плановой работой, ведя мониторинг и профилактику, а также взаимодействует с родителями. Второй вектор деятельности психолога в школе направлен на работу по запросу, связанную с конкретными учащимися. Специалиста привлекают к работе по рекомендации педагогов или классного руководителя.
Как работает психолог в школе?
Перед школьным психологом стоит несколько задач:
- Фронтальная диагностика или мониторинг, которые предполагают исследования, проводящиеся согласно образовательным стандартам. Специфическую диагностику можно осуществлять по заявке классного руководителя в рамках решения педагогических задач. Например, для выявления мотивации, проверки эмоционального состояния, оценки личностных особенностей учеников и т. д.
- Школьный психолог участвует в решении трудных ситуаций в школе. К их числу относится буллинг, появление отвергаемых обществом учеников, работает над вопросами осознанности и сплоченности коллектива. Проводит воспитательные мероприятия, игры, классные часы.
- Работая с конкретными учениками, школьный психолог может оценить зависимость успеваемости от развитости психических функций, выявить уровень мотивации, анализировать причины утомляемости и других затруднений. Для этого требуется диагностика психологических характеристик и функций, а затем разработка стратегии взаимодействия с учеником.
- Работа с учениками с проблемным поведением – самое востребованное направление для школьного психолога. В таких ситуациях требуется формирование у детей новых навыков и развитие психологических функций, над чем и трудится специалист.
- Взаимодействуя с родителями учеников, психолог в школе развивает их психолого-педагогическую компетентность. Это особенно важно в общении с трудными семьями и семьями, столкнувшимися с непростой жизненной ситуацией.
- Нередко школьный психолог оказывает поддержку и педагогам, работающим с трудными ученикам. Постоянное общение с детьми часто провоцирует стресс, избавиться от которого бывает сложно. Некоторым учителям может не хватать уверенности в себе, иные не умеют завоевать внимание класса и вызвать доверие. Профилактика выгорания преподавателей также может входить в зону компетенций школьного психолога.
Чем ограничена работа школьного психолога?
Каким должен быть школьный психолог? Безусловно, он должен располагать соответствующим образованием и опытом работы. Регулярное повышение квалификации будет преимуществом специалиста.
К сожалению, он не может вести длительную психологическую работу с ребенком, требующую вовлеченности в течение нескольких месяцев или лет. Психолог в школе также не должен решать воспитательные задачи. Он может научить ребенка тем или иным навыкам или выяснить, почему не удается решить те или иные вопросы воспитания. Но более глубокая работа в этом вопросе остается на стороне родителей.
Конфиденциальность и соблюдение профессиональной этики – не последние показатели, на которые стоит обратить внимание в работе школьного психолога. Он не может делиться деталями своей работы с посторонними, не имеющими к ней отношения. Специалист также должен соблюдать профессиональные ограничения, не навязывая свою точку зрения и не вмешиваясь в личную жизнь учеников и родителей.
Больше полезных и интересных материалов о том, что входит в сферу компетенций детских психологов и специалистов, работающих с взрослыми людьми, вы найдете на портале https://www.evolucionika.ru/.