Я нашел ошибку
Главные новости:
Наверх
Самара  +12 °C, Тольятти  +10 °C
Курсы валют ЦБ РФ:
USD 92.51
-0.78
EUR 98.91
-0.65
  • Персональные данные

В Музее Пушкина открывается выставка к юбилею Нади Рушевой

26 января 2022 20:15
2821

В Музее Пушкина открывается выставка к юбилею Нади Рушевой. За 17 лет жизни она создала более десяти тысяч работ и собственную вселенную книжных иллюстраций, именно ее рисунок первым совершил путешествие в космос. О том, в чем уникальность творчества художницы-вундеркинда, — в материале РИА Новости.

В Советском Союзе было немало тех, кто стал звездой уже в детстве: поэтесса Ника Турбина, посол доброй воли Катя Лычева, технический гений Паша Коноплев, музыкант Максим Трошин или пианист Евгений Кисин. Рушева — пожалуй, самая знаменитая юная художница. В чем же ее секрет?

"Я живу жизнью того, кого рисую", — признавалась как-то Надя.

Юная художница воображала себя Наташей Ростовой, Анной Карениной, булгаковской Маргаритой и не только.

"Она отвечала духу времени, было в ней что-то свободное, поэтически недосказанное, — рассказывает куратор Светлана Белехова. — Отец не отдал Надю в художественную школу, чтобы не стеснять развитие таланта. Многие потом одобрили его решение, считая, что главное в ее даре — необыкновенное воображение, которому научить невозможно".

Уникальность работ Рушевой в том, что большинство изображенных ею людей — герои классической литературы, истории. Буквально с карандашом в руке она читала мифы и легенды, произведения Шекспира, Гофмана, Андерсона, Дюма, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова — и параллельно их иллюстрировала.

Надя рисовала сразу, с ходу перенося на чистый лист собственное представление о героях. Неважно, что книги написаны века назад, — художница понимала и культурный контекст, и особенности характеров. И воплощала на бумаге идеальные визуальные образы.

Другая особенность работ Нади — техника исполнения. Она не делала эскизов и не пользовалась ластиком: ее линии едины и окончательны. Как если бы режиссер снимал сцену одним кадром.

Любая импровизация становилась органичной частью рисунка и не подлежала изменению. Фломастер, тушь, перо, иногда с добавлением акварели — первый вариант становился финальным.

"Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести", — говорила сама Надя.

Рушева родилась в семье художника и балерины, рисовать начала в пять, а когда ей было двенадцать, состоялась персональная выставка, организованная журналом "Юность". На следующий год издание опубликовало первые иллюстрации Нади к повести Эдуарда Пашнева "Ньютоново яблоко". Но, пожалуй, самая известная ее работа — рисунки к роману "Мастер и Маргарита", которые она сделала в 16 лет.

Первая встреча Мастера и Маргариты. 1968 год. Иллюстрация к роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Интересно, что Рушева — первый иллюстратор романа. Ее работы высоко оценила вдова писателя Елена Булгакова.

"Чем больше смотришь, тем больше это затягивает. Какая амплитуда чувств! Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила", — замечала Булгакова.

Значительная часть экспозиции в Пушкинском музее, которая состоит из 65 графических листов, посвящена жизни и творчеству Михаила Булгакова. Здесь первое издание культового романа, самиздат-рукопись "Собачьего сердца" и другие произведения писателя, а также — фотографии Елены Булгаковой.

Отец Нади рассказывал, что она очень быстро прочитала роман, а потом не раз к нему возвращалась.

"Надюша вдруг преобразилась и повзрослела! Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать все что можно о Булгакове. Она трудилась много и вдохновенно", — вспоминал Николай Рушев.

Многослойность романа повлияла и на работы: Надя выполняла иллюстрации пером на цветных фонах, добавляла акварель, фломастер, пастель.

Удивительно, как легко юная художница переключалась от лирической истории ("Первая встреча Мастера и Маргариты") на фантастическую ("Разъезд после сеанса магии в варьете") или историческую ("Иешуа: "Отпусти меня...").

"Самым родным поэтом" Надя считала Александра Пушкина.

"Сначала были рисунки к сказкам Пушкина, — рассказывала она. — Папа читал, а я рисовала в это время. Потом, когда сама научилась читать, делала рисунки к "Медному всаднику", "Повестям Белкина", "Евгению Онегину".

На выставке можно найти изображения поэта и его современников, выполненные Рушевой, а еще — иллюстрации к "Пиковой даме", стихотворениям. Сказки тоже есть: две красочные работы для "Золотого петушка" как бы обрамляют эту часть экспозиции. Между ними расположилась "Пушкиниана".

Этот цикл возник после того, как в 1968-м известный пушкинист Арнольд Гессен попросил Надю проиллюстрировать его книгу, посвященную поэту.

Надя прочитала множество произведений литературоведа и его коллег, побывала в квартире Пушкина на Мойке. Чтобы лучше ощутить атмосферу эпохи, рисовала гусиными перьями и при свечах. Но Гессен остался недоволен. По его мнению, работы получились в стиле рисунков на полях, а такое позволительно лишь знаменитому поэту.

Ученый предложил Наде сделать "нормальные" иллюстрации, она отказалась, но "Пушкиниану" не оставила — в итоге цикл насчитывает около 350 рисунков.

Рушева тонко прочувствовала настроение произведений: работы отличает изящность линий, точность и артистизм, нельзя не отметить их выразительность и эмоциональность. Как и стремительный слог поэта, рисунки, выполненные Надей, динамичны, легки и воздушны.

На выставке показана вся жизнь Пушкина, начиная с изображения на руках у няни. Можно найти сцены в окружении друзей и знакомых — например, с польским поэтом Адамом Мицкевичем, есть в экспозиции и портрет Екатерины Бакуниной, студенческой любви поэта.

Здесь же подвижные "Друзья-лицеисты: И. Пущин, А. Пушкин, В. Кюхельбекер", сосредоточенный "А. С. Пушкин знакомится с Раевскими", игривый "А. С. Пушкин в Одессе танцует с Амалией Ризнич".

"Пушкиниану" словно нарисовали в XIX веке — настолько глубоко художница из двадцатого столетия погрузилась в мир и быт прошлого.

"Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа, — писал академик Лихачев. — Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше: о балете, об античности, о Шекспире, Пушкине, Экзюпери и, наконец, о "Мастере и Маргарите" Булгакова. Откуда у 16-летней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана".

Выставка "К 70-летию со дня рождения Нади Рушевой" продлится до 27 февраля.

 

Фото:    РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Добавить комментарий

Введите своё имя
Допускаются тэги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки на YouTube (http://youtube.com/watch?v=VIDEO_ID)
Добавляя свой комментарий Вы автоматически соглашаетесь с Правилами модерации.
Прикрепить файл
Прикрепить фотографии (jpg, gif и png)
Код с картинки:*