Темпы роста розничных продаж в России резко снизились.
В исследовательском холдинге "Ромир" ситуацию, когда в стране стали меньше тратить и больше экономить, называют беспрецедентной: впервые с начала 2008 года потребительская активность в России снижалась сразу два осенних месяца подряд. Как сообщает
РБК, до сих пор устойчивое падение спроса встречалось только в летние месяцы или в самом начале года, после традиционного декабрьского пика.
В минувшем же ноябре покупательская активность снизилась на 1% по сравнению с октябрем и на 3% по сравнению с сентябрем этого же года. При этом, если еще в октябре сохранялся хотя бы символический прирост на 3% к аналогичному месяцу 2012 года, то расходы ноября оказались уже на 1% меньше, чем в ноябре прошлого года, а с учетом инфляции - на все 6,5-7%, сообщает газета "Коммерсантъ".
По оценке "Ромира", речь идет о новом среднесрочном тренде: снижении расходов россиян на продукты питания и росте - на непродовольственные товары.
Снижаются, в частности, продажи большинства видов алкоголя. Положительную динамику, по данным Росстата за десять месяцев, показали только коньяки и коньячные напитки (бренди, кальвадосы), чьи продажи выросли на 0,8%, до 9,8 млн дал. А вот водка и ликероводочные изделия продавались хуже всего: падение достигло 6,6%, - до 113,5 млн дал.
Еще хуже дела у пивоваров Heineke, Carlsberg, табачной Philip Morris. Ощутили снижение спроса и в ресторанах, прежде всего сетевых. Спрос потребителей снижается также в одежном и обувном ритейле, в сегменте бытовой техники и электроники, интернет-продаж, автомобилей, туристических путевок за границу. Стагнация дошла и до продаж жилья. Эксперты считают, что потребительские расходы сокращают и кредиты.
В целом люди по-прежнему ходят в магазины, но при сохраняющемся трафике количество клиентов сократилось на 15-20%, число позиций в чеке - на 24%, а выручка в номинальном выражении в среднем выросла лишь на 3,6% (данные в среднем по 50 игрокам масс-маркета в 40 городах России за январь-ноябрь 2013г.).