Затянувшийся на несколько лет конфликт вступил в активную стадию бунты со стороны контрагентов.
Поставщики компонентов бунтуют против проводимой менеджерами АвтоВАЗа политики
Отношения между менеджментом АвтоВАЗа и его поставщиками достигли точки кипения. Руководителя ряда производителей комплектующих, недовольные политикой нового руководства автозавода, обратились за помощью к чиновникам, а ряд их них даже заявили о готовности разорвать отношения со своим крупнейшим партнером. Примирить конфликтующие стороны попытается полпред Президента РФ в ПФО Михаил Бабич. 30 октября он проведет совещание с участием представителей АвтоВАЗа и его контрагентов.
Отношения между тольяттинским заводом и его поставщиками осложнялись последние несколько лет. До 2005 года многие крупные производители автокомплектующих контролировались топ-менеджерами АвтоВАЗа или близкими им структурами, поэтому завод с контрагентами были тесно связаны друг с другом и возникавшие между ними вопросы, как правило, регулировались в рабочем режиме.
Ситуация кардинально начала меняться после перехода АвтоВАЗа под контроль госхолдинга «Ростехнологии». Новое руководство завода начало пересматривать контракты с поставщиками, требуя от них снижения цен на продукцию при улучшении ее качества. Под давлением основного потребителя поставщикам приходилось все больше снижать свою маржу. А после перехода АвтоВАЗа под контроль менеджеров альянса Renault-Nissan и назначения президентом Бу Андерссона ситуация дошла до логического финала. Андерссон не только продолжил курс предшественников на ужесточение требований к местным поставщикам, но и показательно выстраивал режим благоприятствования для иностранных производителей комплектующих. Первым сигналом о том, что давление на автокомпонентную отрасль достигло предела, стал отказ ряда игроков выполнять очередное требование АвтоВАЗа по уменьшению цен на комплектующие в начале 2014 года. Более того, ряд производителей начали грузить свою продукцию ВАЗу по повышенным в одностороннем порядке ценам.
Сдетонировала накопленная взрывоопасная смесь 22 октября на совещании, которое проводил министр промышленности Самарской области Сергей Безруков с производителями комплектующих. В ходе мероприятия руководители ряда предприятий выступили с резкой критикой вазовского менеджмента.
По словам источника, присутствовавшего на совещании, отдельные представители автокомпонентного бизнеса даже заявили о намерении прекратить сотрудничество с АвтоВАЗом из-за того, что российских производителей намеренно выдавливают с рынка, рассчитывая заместить их импортными поставщиками.
Лейтмотивом выступлений поставщиков были постоянно изменяемые менеджментом АвтоВАЗа, да еще и не общие для всех правила игры.
«Существует политика двойных стандартов. Требования, предъявляемые к поставленной продукции, совершенно разные: к российским поставщикам – одни, к иностранному производителю – совсем другие. Технические требования для российских предприятий очень сильно завышены, с другой стороны, продукция иностранных предприятий принимается фактически без проверок. У нас появились разные траты на всевозможные лабораторные исследования, экспертизы», - сетовал в ходе мероприятия гендиректор ЗАО «Мотор-Супер» Дмитрий Савенков.
«Мощности заводов автокомпонентной отрасли как в нашем регионе, так и по всей России вдвое превышают потребности автомобильных заводов. Отсюда и всевозможные требования со стороны АвтоВАЗа. К нашей продукции присматриваются под микроскопом, а иностранный поставщик может продукцию отдать без такого контроля», - вторил ему вице-президент ООО «Криста» Виктор Хлыстов.
Отдельно была поднята тема экспансии иностранных автокомпонентных компаний.
«У меня недавно была встреча с представителями одной турецкой компании. Она ничем не известна и ничего не имеет, однако они заявили, что готовы создать в Самарской области предприятие по производству автомобильных сидений для АвтоВАЗа. В итоге они признались, что их заставил создать здесь производство «Рено-Ниссан». У нас в регионе мощности по производству сидений в два раза превышают потребности АвтоВАЗа. Зачем создавать лишнюю конкуренцию, нам это непонятно», - пожаловался первый заместитель гендиректора ОАО «АвтоВАЗагрегат» Александр Леонтьев.
На совещании представители автокомпонентного бизнеса также пожаловались Сергею Безрукову на предложение от АвтоВАЗа увеличить рассрочку по оплате поставленного товара до 75 дней.
В итоге участникам мероприятия предложено подготовить обоснованные и конкретизированные предложения об оптимизации их сотрудничества с АвтоВАЗом. Все они будут рассмотрены на рабочем совещании с участием Михаила Бабича, сообщает «
Самарское обозрение».