В статье «Травма не ресурс, или Когда в музее замолчит экскурсовод» представлена методология и практические проектные модели восстановления нарушенных в советский и постсоветский период связи поколений.
Это опыт двух проектов Тольяттинского краеведческого музея: «Семейные АзБуки» (для подростков и семьи), «Детство: 20 век» (для дошкольников и семьи). Для подростков и семьи в программах межпоколенной ценностной коммуникации используются форматы тренингов, творческих мастерских, ролевых игр на основе документальных источников (страны-места-семьи); для дошкольников и семьи - форматы интерактивной выставки о детстве поколений 20 века (трех поколений семьи), игровая историческая реконструкция.
В основе методологии созданных в проектах программ - психологические механизмы культурной идентификации (новый научный подход в отечественной и зарубежной музейной практике), методы - историческая и символическая (ценностная) реконструкция, погружение, анализ документов. База программ - редкие книги и документы советской и дореволюционной эпох из фондов ТКМ, в т.ч. неопубликованные ранее (особый интерес представляют книги и документы первых лет советской власти, позволяющие в сравнении провести параллели (и перпендикуляры) с ценностями и картиной мира дореволюционной эпохи). Программы позволяют восполнить «белые пятна» не только национальной и локальной истории, но и семейной, воссоздать образ предка как личностно значимый, интериоризировать его ценности, обнаружить их в себе, произвести их ревизию. Данные задачи решаются в программах сообразно возрасту целевых групп, вовлекаются инструменты и ресурсы семейной межпоколенной коммуникации, формируются зоны ответственности (взрослых) при трансляции подрастающим поколениям советских моделей поведения и установок.
Стратегический партнер проектов - Ассоциация психотерапевтов и психологов Тольятти.
Программа в версии для подростков и семьи по итогам апробации в ПФО и Сибири отмечена Губернской премией за вклад в области культуры и искусства.