Ученые: польза опытов на мышах сомнительна

21 ноября 2014 19:41
Специалисты считают, что работа генов у этих грызунов и человека осуществляется не одинаково.

Данные, изложенные в одном из научных журналов, поставили под сомнения все предшествующие эксперименты. Оказалось, что довольно не все данные могут соответствовать действительности. Виной — различная работа генов.

Международный консорциум исследователей предоставил описание регуляторов и переключателей работы генов в геноме мыши. Данные по ДНК человеку были исследованы и оглашены ранее — в 2012 году.

Секвенирование генома — это прочтение последовательности букв-нуклеотидов (таких как A, T, G, C) в цепочке ДНК. А вот результат секвенирования — это своеобразный чертеж, трудности заключаются в том, что для него нет инструкции, и соответственно его сложно разобрать. Вот ту самую инструкцию и пытаются создать ученые — как для мыши, так и для человека.

Набор генов и у человека и у мыши почти схожи. Однако отличаются регуляторы элемента генома — а это немаловажно. Именно от них зависит, какие и когда гены работают. Поэтому существует столь заметное различие между человеком и мышей. ДНК наша и мышки совпадает лишь на 50 процентов, тогда как совпадение с шимпанзе — 96 %. Но, если взять только ту часть генома, которая отвечает за белки, то сходство заметно вырастает и составляет 70 %. Но это не столь важно, так как составляет 1,5 процента от всей ДНК. Когда как работа тех самых ученых заключается в том, чтобы разобраться с остальным — регуляторами работы генов, а многие гены мышки регулируются далеко не так, как гены людей — в этом и была ошибка предыдущих исследований.

Трудность заключается в том, что во множестве случаев, регуляторы генной активности в одних и тех же тканях человека и мышки работают по-разному. К примеру, кишечник и мозг мышки работают более подобно, чем мозг человека и мыши.

Суть открытия и её положительный эффект в следующем — теперь ученые знают как и где отличается мышка и человек. «Для одних болезней придется создавать новые модели на других животных, но для других мыши вполне годятся» — рассказал ученый Бинг Рен.